Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля».
(Восприятие, истолкование, оценка.)
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника»,
жанра, в котором она не знала
соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением
и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и
судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение
истории.
Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру».
Это была и ее дорога – к миру, к
ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о
судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля»
вынесены две финальные строчки стихотворения,
сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно
так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На
растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу
эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за
границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с
советским народом, ни согласием с выбранным ею
курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с
собственным народом, она сможет сохраниться
как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые –
шестидесятые годы ее поэтический голос
приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени,
ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий.
Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта
к своей родине. Само название имеет
двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей
историей, и просто почва, по которой ходят
люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это
позволяет ей ввести в стихотворение замечательные
образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую
нагрузку.
В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности.
Первое четверостишие построено на
отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением
патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О
ней стихи навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в
них нет трезвого, мужественного взгляда на
Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» -
слишком многое в отечественной истории
свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за
те действия, которые родная земля
«приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам
представляет. В этой покорности, однако, нет
никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом –
слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России
не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у
Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей
изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко!
м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим
коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не
на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой
неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам
предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и
становимся ею, / Оттого и зовем так свободно –
своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически.
Первые восемь строк построены, как цепь
параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами
строк, что создает мерную «настойчивую»
информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом.
Смена размеров на протяжении одного
стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот
ритмический перебой служит для
противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки
воспринимается коллективным лирическим героем
родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что
усиливается анафорическим повтором: «Да, для нас
это грязь на калошах, / Да, для нас это хруст на зубах …». И, наконец, в финале
трехстопный анапест сменяется
четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам
широты поэтического дыхания, которые находят опору в
бесконечной глубине заключенного в них смысла.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах
– чувством родины, болью о родине, и
эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние
годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная
дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями
своего существа». (К. Чуковский)